Всероссийская конференция по вопросам совершенствования управления региональными системами образования проходит в Москве. В центре внимание – анализ опыта 20 регионов, где апробируются новые модели управления образованием.
5 – 6 декабря на базе московской школы №444 проходит Всероссийская конференция, посвященная вопросам реализации эффективных моделей управления сетью образовательных организаций на уровне регионов. В мероприятии принимают участие эксперты, представители научных учреждений, администраций общеобразовательных организаций, специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
С приветственным словом к собравшимся обратился директор Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Антон Четвертков. «Нынешняя конференция – прекрасная тематическая площадка, позволяющая не только познакомиться с уже зарекомендовавшими себя моделями управления общим образованием, но и обменяться лучшими практиками и наработками», - заявил он, открывая пленарную часть конференции.
Антон Четвертков напомнил, что проект по разработке эффективных региональных моделей управления образованием стартовал в октябре 2017 года. «Были отобраны 20 пилотных регионов из пяти федеральных округов, которые разработали собственные модели управления, отвечавшие потребностям и возможностям субъектов с учетом существующих региональных особенностей в сфере образования», - отметил представитель Минпросвещения.
По его словам, особого внимания заслуживает опыт реализации проекта в Кировской области. В регионе были созданы образовательные кластеры, в центре которых – государственные опорные школы. «Опорная школа рассматривается как ресурсный центр, где концентрируются научно-методические, кадровые и материально-технические ресурсы, формируется современная образовательная среда», - указал глава департамента. Он отметил, что за счет передачи в непосредственное госуправление содержания 29 образовательных организаций ежегодно удается экономить порядка 65 млн рублей благодаря оптимизации системы подвоза детей в школы, штатного расписания и модели финансирования.
Опыт регионов — участников проекта показал, что при передаче отдельных полномочий на региональный уровень используются три основные модели.
Первая модель предусматривает передачу всех полномочий, в том числе управление имуществом образовательных организаций. Эта модель используется в пяти регионах — Кировской области, Сахалинской области, Республике Тыва, Камчатском крае, Хабаровском крае.
Вторая модель предусматривает передачу на региональный уровень всех полномочий, кроме управления имуществом образовательных организаций. Ее внедряют два региона — Самарская область и Вологодская область.
Наконец, в основе третьей модели — соглашения между регионами и муниципалитетами, позволяющие усилить роль государства в работе образовательных организаций. Ее внедряют 12 регионов — Белгородская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Новгородская область, Тамбовская область, Тверская область, Московская область, Рязанская область, Ставропольский край, Республика Марий Эл, Республика Коми, Республика Саха (Якутия).
Особняком в проекте стоит Астраханская область, где решено апробировать модель двойного учредительства, когда образовательная организация находится одновременно в ведении и региона, и муниципалитета.
Эксперты федерального уровня, в числе которых представители Высшей школы экономики, РАНХиГС, группы компаний «Просвещение» и других организаций, проанализировали преимущества каждой модели, риски внедрения, необходимость изменений в законодательстве и привлечения дополнительных ресурсов. Как выяснилось, особенно успешно новации внедряют те регионы, где при поддержке губернаторов сформированы крепкие, устойчивые управленческие команды, в задачи которых входит усиление роли государства в управлении сетью образовательных организаций.
По мнению экспертов, наибольших результатов в реализации первой модели достигла Кировская область, где в 2019 году на региональный уровень было передано 34 образовательные организации, а в 2020 году планируется передать еще 6.
О региональном опыте внедрения так называемой государственной модели управления системой образования участникам конференции рассказала начальник отдела общего образования Министерства образования Кировской области Ольга Рогачева. «Мы считаем, что реализация выбранной областью модели успешно решает задачу приведения инфраструктуры общего образования в соответствии с установленными требованиями, защищает сельские школы от закрытия, позволяет обеспечить качественное образование всем детям вне зависимости от места проживания», - отметила представитель региона.
В реализации второй модели общепризнан успех Самарской области: во всех городских округах и муниципальных районах, за исключением крупных городов — Самары и Тольятти, школы стали государственными еще в 2011 году, так что эффективность модели подтверждена восьмилетним опытом. Министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян рассказал о преимуществах такой системы. «До 2011 года, когда осуществлялось финансирование образовательных организаций муниципалитетами, была проблема с задержкой заработной платы. Теперь министерство напрямую финансирует образовательные организации и больше такой проблемы нет», - указал Акопьян.
При внедрении третьей модели лидирует Воронежская область, где соглашения заключены со всеми 34 муниципалитетами и работает система показателей эффективности управления образовательными организациями. О промежуточных результатах внедрения данной модели управления говорилось в докладе замруководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Натальи Салогубовой. Так, за четыре года реализации проекта почти в два раза выросло число образовательных организаций, финансируемых по единым нормативам, и почти в два раза снизилось число организаций, имеющих неэффективную структуру штатов и фонда оплаты труда.
Вторая часть первого рабочего дня конференции была посвящена изучению результатов опорных стажировочных площадок, созданных с целью распространить успешный опыт реализации инновационных моделей повышения качества общего образования.
10 пилотных субъектов проекта организовали стажировки для желающих ознакомиться с результатами апробации новых управленческих механизмов.
Программа стажировок состояла из двух этапов — дистанционного и очного. В дистанционном этапе приняли участие более 600 человек, в очном — более 300. Обсуждались как теоретические вопросы управления, моделирования сети образовательных организаций, так и особенности реализации новых идей на практике.
Слушателей особенно интересовало, как благодаря передаче отдельных полномочий с муниципального уровня на региональный удается повысить качество образования и укрепить единое образовательное пространство, что нужно сделать для более эффективного расходования государственных средств и улучшения условий обучения в школах.
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.